МАТЕРИАЛ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И ПЕДАГОГОВ

Мастер-класс «Развитие сенсорных способностей детей шестого года жизни средствами художественного творчества»  Квиллинг

Автор: Щербинина С. М.
Должность: воспитатель, высшая квалификационная категория
Место работы: МБДОУ «Детский сад №1»

Мастер-класс по теме самообразования «Развитие сенсорных способностей детей старшего дошкольного возраста средствами художественного творчества»
«Квиллинг»

План проведения:
I. Введение (вводное слово). Организационный момент.
II. Постановка целей и задач мастер-класса
III. Теоретический материал
1. Знакомство с историей квиллинга.
2. Знакомство с материалами, инструментами и техникой выполнения.
3. Рекомендации педагогам
4. Значение квиллинга для развития ребенка
IV. Практическая часть.
V. Подведение итогов.
VI. Рефлексия.

I. Введение (вводное слово). Организационный момент.

Притча «Капли таланта»
Однажды Бог создал небо и землю. Поместил Всевышний на нашей прекрасной планете реки, моря и океаны, леса и горы, удивительные растения, разнообразных животных, птиц и рыб и, конечно, сотворил первых людей. Посмотрел Создатель на дело рук своих и решил, что чего-то недостаёт для полной гармонии жизни на Земле. Всё вроде есть, и зверям среда обитания и пропитания, и людям природа даёт пищу, одежду, и место для ночлега.
В руках у Творца была чаша сотворения мира. Взглянул в неё Отец Небесный, а на самом дне чаши блестит несколько волшебных капель. Блестящие капли источали тонкий, приятный аромат, но этих капель было очень мало. Бог сказал: «Подарю я этот чудесный нектар людям!»
Однако человечество в ту пору уже разрослось. Удивительного нектара не хватило бы на всех. Тогда, вершитель судеб человеческих, как художник, обмакнув кисть в чашу, одарил людей благодатным дождём. Дождь этот состоял не из воды. Это были капли таланта. Достался этот нектар не всем людям, но кому посчастливилось быть одарёнными, имеют различные способности в искусстве. Остальным людям Всевышний дал умение слушать и воспринимать прекрасное.

II. Постановка целей и задач мастер-класса.
- Сегодня я предлагаю вам также «раствориться» в искусстве, познакомиться с техникой «квиллинг», с историей возникновения квиллинга, основными базовыми формами квиллинга; поупражняться в изготовлении открытки в технике квиллинг.

Ход мастер-класса
Постановка проблемы
Доказано, что дошкольный возраст сенситивен и наиболее благоприятен для развития не только образного мышления, но и воображения, психических процессов, составляющих основу творческой деятельности. Поэтому развитие детского творчества - одна из главных задач дошкольного воспитания, как отмечают Е.А. Флерина, Т.С. Комарова, Г.Г. Григорьева и т.д. Эффективным средством развития сенсорных способностей детей в старшем дошкольном возрасте в условиях ДОУ могут стать творческие занятия квиллингом. Этот вид работы с бумагой очень нравится детям, однако многие педагоги боятся использовать его на практике, т.к. плохо представляют себе сам процесс. Сегодня мы познакомимся с квиллингом как видом искусства и научимся выполнять простые поделки.

III. Теоретический материал
      1. Знакомство с историей квиллинга.

Квиллинг — рукотворное трепетное чудо.
«Бумага в квиллинге словно пропитана волшебством,
она показывает нам свои безграничные возможности.
Была бы фантазия — а красоты мира не избыть!»
М. Евстафиев

Hand made становится все более модным увлечением. Сделанная своими руками открытка или игрушка ценится намного выше купленной в магазине. Ведь в изготовление таких подарков вкладывается не только умение, но и частичка души.
В последнее время все большую популярность приобретает квиллинг, или бумагокручение.
Бумагокручение (также квиллинг англ. quilling — от слова quill (птичье перо)) — искусство изготовления плоских или объемных композиций из скрученных в спиральки длинных и узких полосок бумаги.
Из бумажных спиралей создают цветы и узоры, которые затем используют обычно для украшения открыток, альбомов, подарочных упаковок, рамок для фотографий. Искусство пришло в Россию из Кореи.
В отличие от оригами, родиной которого является Япония, искусство бумагокручения возникло в Европе в конце 14 — начале 15 века.
В общем, квиллинг — это возможность увидеть необычные возможности обычной бумаги.

2. Материалы, инструменты и техника выполнения

Бумага для квиллинга
Готовые нарезанные полоски бумаги можно купить в специальных магазинах, где продаются товары для открыток и т.д. Если же такой возможности нет, то пропустите листы цветной бумаги через уничтожитель документов (paper shredder) или нарежьте. Стандартная ширина полосок для квиллинга 3 мм, но это необязательное условие.
Инструментами для квиллинга могут быть специальные приспособления (QuillingStick) с деревянной, пластиковой или металлической ручкой и тонкой «вилочкой» на конце линейки с кругами для создания одинаковых элементов.
Машинки для нарезки бумажной бахромы, машинки для нарезания полосок из листа бумаги.
Дети также могут накручивать бумагу на зубочистку.
Существуют линейки с отверстиями разного диаметра, позволяющие создавать элементы точно заданного размера. Для этого скрученные спирали кладутся в отверстия линейки. Ножницы, клей ПВА.
Технология квиллинга
Кончик бумаги прихватывается капелькой клея. Роллам можно придавать самые различные формы, выполняя сжатия и вмятины.
Всего существует 20 базовых элементов для квилинга, но принцип остаётся тем же: сворачиваем, прищипываем и т.д.
Бумага для квиллинга
Специальные полоски для квиллинга могут быть самых разных цветов и оттенков: белые, черные, цветные, блестящие, перламутровые, с постепенно изменяющимся по длине цветом, с двойным тонированием (одна сторона светлее, чем другая).
Квиллинг из гофрированного картона
Также очень интересные модели и композиции получаются из гофрированного картона.
Работа с гофрированным картоном очень занимательна, интересна и одновременно проста. Сделанная игрушка — настоящий сувенир, ей приятно не только играть, но и получить в подарок. Это повышает самооценку ребенка, что чрезвычайно важно для развития личности и полезно для психики.
Для некоторых работ пригодятся небольшие магниты, пластмассовые глазки разной величины, цветной шнур, разные веревочки, бантики, фигурный дырокол (фигурки из него послужат оригинальным дополнением и украшением изделий).
Для работы с полосками гофрированного картона полезно освоить несколько наиболее часто встречающихся приемов: шайбу, овальную шайбу, шайбу в форме капли, шайбу в форме листа, выпуклую шайбу.
Элементы квиллинга
Ролл
Основным элементом в квиллинге является ролл. Для его выполнения берем бумажную ленту для квиллинга и инструмент для квиллинга с расщепленным концом. Вставляем конец ленты в инструмент и начинаем накручивать. Потом аккуратно снимаем ролл с инструмента, а свободный конец ленты фиксируем клеем.
Капля
Скрутите ленту в ролл. Поместите ролл в отверстие линейки с определенным диаметром и слегка распустите его. Сместите центр ролла и зафиксируйте клеем. Затем возьмите его большим и указательным пальцами и сожмите.
Глаз
Скрутите ленту в ролл. Поместите ролл в отверстие линейки с определенным диаметром и слегка распустите его. Зажмите его между большим и указательным пальцами, сожмите его сначала с одной стороны, а затем аналогичным образом со второй. Можно немного придать фигуре некую ассиметрию.
Квадрат
Скрутите ленту в ролл. Зажмите его между большим и указательным пальцами и сожмите. Затем поставьте фигуру на ребро и снова сожмите.
Рожки
Перегните ленту пополам. Скрутите часть ленты от центра сгиба с одной стороны, а затем проделайте то же с другой стороны.
Лист
Проделайте шаги, как для фигуры «Глаз», а затем загните немного края.
Сердце
Скрутите ленту в ролл, а затем сделайте небольшую вмятину.
Цепочка
Для иллюстрации этого элемента я взяла ленты двух цветов. Скрутите часть первой ленты в ролл. Затем скручивайте следующую ленту вместе с концом предыдущей и т.д.
Треугольник
Скрутите ленту в ролл, сформируйте большим и указательным пальцем треугольник.
Стрела
Скрутите ленту в ролл, один конец зажмите, а на другом сделайте вмятину.

3. Рекомендации педагогам
·         Занятия по квиллингу можно начинать со  старшего дошкольного возраста, постепенно усложняя уровень выполнения работ.
·         Изучение основных элементов квиллинговой техники необходимо проводить по принципу: от простого к сложному, в последствии, комбинируя разные элементы, у детей будут возникать новые образы, которые они смогут воплотить с помощью бумажных полосок.
·         Наилучшим вариантом будет выкладывание узора, после чего каждый из элементов квиллинга необходимо приклеить на своё место.

4. Значение квиллинга для  развития ребенка

·         Поможет в развитии эстетического вкуса и художественного воображения.
·         Разовьет конструкторское мышление.
·         Разовьет сенсорные способности.
·         Поможет в изучении цветов и форм.
·         Разовьет в ребенке усидчивость, аккуратность, фантазию.
·         Ребенок узнает на практике понятие слова «технология».

IV. Практическая часть

Японская пословица гласит:
«Расскажи мне – я услышу, покажи мне – я запомню, дай мне сделать самому – я пойму».

Сегодня мы все вместе попробуем изготовить букет. Для этого каждый из Вас сделает несколько цветочков и листиков. Перед Вами на столах лежат необходимые материалы (полоски бумаги, клей, зубочистки, подносы для складывания готовых элементов). Мы начнем с простых элементов,с которых можно начинать работу с детьми. Прежде чем начать, предлагаю подготовить наши пальчики, как Вы сделаете это с детьми. Вспомните любую пальчиковую игру и проведете ее с нами (2-3 человека).
Пальчиковая гимнастика:
«На морском дне»
Вот плывут медузы в гости, на арбузы.
Шевелит усами рак - старый доблестный моряк.
Рыбки веселятся и по дну резвятся.
А по дну гуляет краб, охраняет рыбий штаб.
Вот морские петушки выпрямляют гребешки.
Все крутились, веселились и куда-то схоронились.
Что случилось? Что стряслось?
Подплывает страшный гость.
Тишина, плывет акула!
Пасть разинула, зевнула.
Улеглась на бочок и уснула на часок.
Теперь наши руки подготовлены к работе, можно приступать.

Этапы работы:
1) накручиваем полоску плотным кольцом на зубочистку (палочку);
2) аккуратно снимаем накрученное колечко с зубочистки (палочки) и расправляем его до нужного размера;
3) край полученного колечка приклеиваем;
4) придаем колечку желаемую форму (капля, глазик, круг, ромб и т. д.);
7) когда наберётся нужное количество готовых форм для создания композиции - приклеиваем их на заранее приготовленную заготовку (лист бумаги или картона);
8) ждём, когда высохнет клей, и наша открытка в технике квиллинг готова.

V. Подведение итогов.

«Искусство есть такая потребность для человека, как есть и пить. Потребность красоты и творчества, воплощающего её, - неразлучна с человеком, и без неё человек, может быть, не захотел бы жить на свете».
Ф. М. Достоевский

Современная притча «Цель искусства»
На вершине высокой горы построила Богиня Искусства свой дворец. Раз в год двери дворца распахивались, и в долину спускалась золотая лестница. По ней Богиня Искусства сходила к людям. В долине её ждали те, кто хотел посвятить свою жизнь искусству: музыке или пению, скульптуре или живописи. Они знали, что только одному из них Богиня вручит великий талант, и каждый старался показать Богине, что он достоин её дара.
-Мои стихи усладят слух людей изящными строфами, — восклицал поэт.
-Я буду нежными звуками музыки радовать сердца, — говорил музыкант.
-Я нарисую картины, воспевающие красоту, — обещал художник.
Один за другим говорили люди о своих мечтах стать служителями искусства. Только один юноша молчал. Богиня сама подошла к нему и спросила:
-Почему ты не рассказал о своей мечте?
Юноша молча достал из сумки статуэтку смеющейся девушки. Она была так изящна и прекрасна, что многие сердца учащённо забились.
-Ты станешь непревзойдённым скульптором, юноша! Ты уже постиг самую высокую цель искусства — заставлять биться быстрее человеческое сердце, — произнесла Богиня и вложила в руки юноши великий талант.

-Надеюсь, что наша сегодняшняя встреча тоже заставила биться ваши сердца быстрее, а искусство квиллинга не оставило вас равнодушными.

VI.      Рефлексия.
- А для определения результативности сегодняшней встречи я предлагаю вам дать характеристику слову «квиллинг».
(К каждой букве подбираются слова, характеризующие суть понятия.)

В качестве поощрительного приза участникам мастер-класса вручаются небольшие подарки (бумага для квиллинга).




Мастер – класс для педагогов
Тема: «Нетрадиционные техники рисования»

Актуальность выбранной темы мастер-класса:
На занятиях по рисованию решаются задачи всестороннего развития детей, которое необходимо для успешного обучения в школе;
В процессе работы у детей формируются мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение и др.), навыки работы в коллективе, умение согласовывать свои действия с действиями сверстников.
Цель:
Формирование у детей дошкольного возраста художественно-творческих способностей через творческие задания с использованием в работе интересной и необычной изобразительной техники, неизвестного материала.
Познакомить педагогов с использованием нетрадиционных техник рисования на занятиях по изобразительной деятельности для детей дошкольного возраста.
Задачи:
Познакомить с разными техниками рисования;
Развивать интерес различным нетрадиционным способам изображения предметов на бумаге;
Способствовать развитию интереса к художественно-эстетической деятельности;
Развивать творческие способности и экспериментирование;
Воспитывать чувство прекрасного
Материал:
Акварельные краски, гуашь, тушь, свеча, акварельные карандаши, листы бумаги, кисти.
Размещение:
Участники мастер-класса садятся за столы, на которых расположены материалы для изобразительной деятельности.
Ход мастер-класса:
Добрый день, коллеги. Сегодня я познакомлю Вас с некоторыми нетрадиционными способами рисования. Творческий подход к решению любой задачи возникает у ребёнка только в том случае, если педагог познакомит его с множеством способов и вариантов её решения. Выбор того или иного приёма при создании изображения, обусловлен умением наблюдать, всматриваться в окружающее, замечая не только яркие, бросающиеся в глаза детали, но и нюансы. Мало научить детей ремесленным навыкам, приёмам работы различными художественными материалами, главное – пробудить в них чувства, личностное отношение к задуманному произведению.
1. Рисование свечой
Возраст: от 4 лет
Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура
Материал: свеча, плотная бумага, акварель, кисти
Способ получения изображения: рисуем свечой на бумаге. Затем закрашиваем лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остаётся белым.
2. Монотопия предметная
Возраст: от 5 лет
Средства выразительности: пятно, цвет, симметрия
Материал: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель
Способ получения изображения: складываем лист бумаги вдвое и на одной его половине рисуем половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.
3. Кляксография с трубочкой
Возраст: от 5 лет
Средства выразительности: пятно
Материал: бумага, тушь либо жидко разведённая гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, трубочка (соломинка для напитков)
Способ получения изображения: зачерпываем пластиковой ложкой краску, выливаем её на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дуем из трубочки, так чтобы её конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.
4. Акварельные карандаши
Возраст: от 5 лет
Средства выразительности: пятно, цвет, линия
Материал: плотная бумага, акварельные карандаши, губка, вода в блюдечке
Способ получения изображения: смачиваем бумагу водой с помощью губки, затем рисуем на ней карандашами. При высыхании бумага снова смачивается.
Сегодня я познакомила Вас лишь с 4 нетрадиционными приёмами изображения. Надеюсь, использование их в работе позволит сделать занятия по изобразительной деятельности более интересными и разнообразными.
   
Мастер – класс для детей и родителей рисуем ладошками вместе «Лебеди».

 Программное содержание.

 1. Укрепление сотрудничества между детским садом и семьей.
 2. Обучение родителей совместной продуктивной деятельности с ребенком.
 3Совершенствование коммуникативных навыков всех участников мероприятия.
 4. Развитие интереса к разным видам художественной деятельности (музыкальной и изобразительной).
5. Создание психологически комфортной эмоциональной атмосферы пребывания в ДОУ всех участников педагогического  процесса.
6. Развитие творческих способностей детей и родителей.

 Материал для творчества.  Листы цветной бумаги, пальчиковые краски или гуашь.  Стаканчики с водой, влажные салфетки.  Бросовый материал (бусины, пуговицы, макаронные изделия и др.). Клей.  Натянутое на рейки полотно и настольная лампа (для теневого театра.  CD или аудиозапись балета П. И. Чайковского «Лебединое озеро».

 Ход деятельности.

 После приветствия педагог с одной из мам показывают Театр теней руками под аудиозапись отрывка из балета П. И. Чайковского «Лебединое озеро», изображая танцующих лебедей. По окончании идет коллективное обсуждение увиденного, в котором принимают участие,  как дети, так и взрослые по вопросам типа: *кого увидели в мини-спектакле?

 *где,  по вашему мнению,  происходило действие?
*что делали лебеди?
 *какие чувства вызвали происходящее на экране в сочетании с музыкой?
 *с помощью,  каких средств артисты изобразили танец лебедей?

 «Действительно, человеческие руки способны на очень многое. Сколько прекрасных произведений искусства создано руками людей. Сегодня мы с вами попробуем нарисовать прекрасных лебедей нашими ладошками. Но сначала давайте подготовим наши руки к работе – сделаем массаж пальцев рук»: поглаживающие движения от кончиков до основания пальцев, затем разминание подушечек пальцев поочередно, в заключении сжимание и разжимание пальцев. «Теперь наши ручки готовы трудиться».

 «Давайте вместе рассмотрим этих величественных птиц /иллюстрации с изображением лебедей/. Помогите мне, ребята, описать их внешний вид». После коллективного описание лебедя детьми, воспитатель предлагает сравнить по размеру ладонь взрослого с ладошкой ребенка и обращает внимание участников на то, что на каждом рисунке получится большой и маленький лебедь. Затем родители с детьми выбирают себе понравившийся фон для работы.
Воспитатель объясняет с показом, как получить изображение туловища лебедя.  Набираем на губку краску,   покрываем ей всю ладошку.   Отделив большой палец от остальных (это будет лебединая шея), плотно прикладываем ладонь к бумаге, делая оттиск.
После этого указательным пальцем дорисовываем изгиб шеи и голову. Потом, окунув кончик мизинца в черную или синюю краску, печатаем глаз и, обмакнув кончик мизинца с боковой части в красную краску, делаем клювики. В процессе работы участники пользуются влажными салфетками.

 Педагог предлагает вымыть руки и поиграть в игру: «Лебеди» (речь с движением).

Лебеди летят,
Крыльями машут. (Бежим по кругу на носочках и машем руками)
Наклонились над водой,
Покачали головой. (Наклон вперед и качание головой вниз - вверх)
 Вспорхнули, полетели
 И на воду присели.  (Бежим по кругу и машем руками, присесть на одно колено).

 Воспитатель приглашает всех вернуться за столы и украсить свои рисунки  с помощью дорисовывания (озеро, солнышко, камыши и т.д. творчество детей).

 Можно с помощью различных материалов (перьев, пуговиц, бусинок и т.д.) украсить свой рисунок,  проявив творчество.

 По окончании деятельности,  работы составляются в «Лебединое озеро» и рассматриваются под сопровождение аудиозаписи (или СD) отрывка из произведения И. П. Чайковского.





Как заучивать наизусть стихотворения с детьми?
Сначала следует прочитать стихотворение.

• Выяснить все непонятные слова и выражения.

• Снова прочитать стихотворение, но уже выразительно.

• Предложить через 2 минуты ребёнку повторить его вслух по памяти, при этом помочь ему, не раздражаясь.

• Предложить ребёнку ещё раз представить себе описываемые события и прочитать стихотворение ещё раз.

• Через несколько часов вновь предложить ребёнку прочитать стихотворение.

• Перед сном ещё раз предложить прочитать стихотворение.

• Утором следующего дня сначала самим прочитать стихотворение выразительно, потом попросить это сделать ребёнка.

-Стихи для детей.
Сборник весёлых детских стихов для ребят и родителей.




Подборка консультаций для родителей


Научитесь рисовать. Игры с мелками на асфальте. Рисуем пальчиками, ладошками и ножками. Игры с красками. Рисуем штампиками и еще много интересного Вы найдете Здесь



МБОУ ДОД Детская Художественная Школа г. Усолье-Сибирское 

Детская художественная школа - единственное профильное учреждение изобразительного искусства в нашем городе.
Сегодня ДХШ - это удобное двухэтажное здание, общей площадью 978кв.м. из них 560кв.м. - учебные кабинеты и мастерские.
В настоящее время, в 24-х учебных группах, обучается 260 учащихся в возрасте с 10 до 16 лет.


Усольской детской художественной школе – 40 лет
25 мая 1972 года председатель горисполкома В.Соболев и секретарь исполкома Л.Грачёва подписали решение № 125 об открытии в Усолье детской художественной школы на 55 мест. И вот уже сорок лет педагоги приобщают детей к миру прекрасного, развивают творческие силы, пробуждают эстетические чувства, любовь к родному краю, к людям и их благородному труду, к окружающей среде. В настоящее время в школе обучаются более 500 учащихся от пяти до 17 лет, трудится творческий коллектив 12 преподавателей.

Комментариев нет:

Отправить комментарий